Денис Абсентис (absentis) wrote,
Денис Абсентис
absentis

Ведьмин пирог

Название этого кафе пробудило у меня в голове неясные ассоциации.

Наверное, старая ирландка, им владеющая, была не совсем в курсе этимологии выдуманного ей же названия. Я же смутно припомнил историю появления "ведьминых пирогов" и решил, что клиенты кафе тоже явно не подозревают об истоках. Ибо существуют маргиналы и приколисты, которые с удовольствием отобедают в кафе с названием, скажем, "КАКАШКИ ДЯДИ ДЖО", но, скорее, такое кафе все же разорится.

Чем я был удивлен, добравшись до интернета, - тем что гугл, как ни странно, тоже прибывал практически в "невежестве". На словосочетание "ведьмин пирог" он, кряхтя, выдал всего три ссылки, одна из которых вела на мой же журнал (скоро, видать, еще одна появится - на этот пост). Не думал я, что вопрос пирогов у нас так слабо затронут. Впрочем, и этих ссылок вполне достаточно, чтобы представить себе его, пирога, предназначение.

Известны несколько способов проверки ведьм. Это "купание" ведьм, поиск отметки дьявола, взвешивание, пирог. Взвешивания мы уже как-то касались, купание - это тоже любопытно, позже напишу, но пока начнем с пирога.

САЛЕМСКИЕ ВЕДЬМЫ: Охота на ведьм 1692 года.
«...доктор Уильям Григгс, не найдя лекарства для девочек, предполагает, что они пострадали от колдовства. Этот диагноз кажется убедительным в свете общей веры в то, что дьявол стремится вредить христианским детям. Тогда по просьбе соседки пасторских девочек Мэри Сибли служанка-рабыня Паррисов Титуба печет "ведьмин пирог" из ржаной муки и мочи девочек и скармливает его собаке. По распространенному поверью такой пирог должен противодействовать колдовству, собаке же его скормили, поскольку она считалась "фамилиаром" Дьявола».
(http://www.wedma.fantasy-online.ru/wedma.history/wedma.salemwitchtrial.htm)

Рассел Хоуп Роббинс. Энциклопедия колдовства и демонологии. Салемские суды.
«Она попросила Джона, мужа индианки Титубы, изготовить "ведьмин пирог". В новоанглийском альманахе того времени можно найти его рецепт: "Сделать тесто из ячменя и мочи ребенка, испечь и скормить собаке. Если собака задрожит, ты будешь исцелен". Возможно, миссис Сайбли надеялась на то, что если собака заболеет, девочки скажут, что или кто стал причиной их болезни. Когда преп. Уильям Перрис наконец понял, что происходит у него под носом, события приняли взрывной характер».
(http://malib.ru/robbins_encycl/164/04/)

Второй ссылки на известный труд Рассела Хоуп Роббинса уже вполне достаточно, но на всякий случай посмотрим "witch pie" или "witch cake" на английском. Да, все сводится к тому же:

«Пирог ведьмы делается изо ржи, смешанной с мочой одержимых детей. Им кормят собаку. Человека считают околдованным, если собака выказывает подобные одержимому признаки».
http://www.salemwitchtrials.com/witchcake.html

Если мы представим, что ведьмы стали ведьмами, находясь под дозой спорыньи, то, получается следующее. Либо собакам скармливали тот же ржаной хлеб, что ели сами ведьмы, либо ведьмы работали "перегонным аппаратом галлюциногена", как олени с мухоморами у чукчей. Поскольку рожь упоминается не всегда, вероятно, второй вариант более реален. Но в таком случае, собаки, похоже, должны быть сильно чувствительны к спорынье.

Подтвердить эту мысль оказалось очень просто. Если нижепроцитированное из старой книги верно, это так и есть:

С.К. ЖЕСТОКОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
Типография Т-ва И.Д.Сытина, Валовая улица, свой дом
Москва - 1901 г.
«...всякий яд действует совершенно различно на различные существа. Опий вызывает оцепенение у лягушек; уток же, голубей, кур едва можно убить опием (Рингер). Куры переносят вдесятеро большие дозы стрихнина, нежели другие птицы (Рейхерт, Arhiv der Annalen, с. 6, 30). То же можно сказать о морских свинках и обезьянах, которые перенося большие дозы. Лошади и обезьяны могут глотать большие дозы белены, кролики и голуби - еще большие. Мыши, козы, овцы, лошади едят омег; петрушка - смертельный яд для попугая. Кролики переносят спорынью; собаки умирают от ничтожнейшей дозы».
http://www.vita.org.ru/exper/medicine/cruelty_science.htm

Итак, все сходится. Вероятно, в средневековье случайно был найден такой способ определить "ведьму". Никто, конечно, не понимал механизма, но это был практически "детектор лжи". Он мог "проверить", говорит ли ведьма искренне, или наговаривает на себя/соседей/знакомых. Если у собачки начинались "пляски Витта", то ведьма - настоящая и говорит правду. Теперь мы понимает, что говорить искренне - не значит говорить правду. Это значит только искренне верить под действием спорыньи в свое участие в шабаше с сатаной и пр. Но для проверяющих в средние века этого было достаточно для костра и для ареста названных "ведьмой" сообщников.

Интересно, а как поживали собачеги в средние века? Не передохли ли все?
Tags: ведьмы, спорынья
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments