Денис Абсентис (absentis) wrote,
Денис Абсентис
absentis

Category:

Баня Дюрера

Прислали какую-то ссылку на очередную статью про гигиену. Я на них уже давно не реагирую (ну сколько можно глумиться? постебались, и хватит). Но ссылка была с гравюрой Дюрера. Той самой, с которой Успокоитель свои «разгромные» статьи начинал «вот, видите, моются же!». Аннотация к гравюре была соответствующая.
На улице дождь, идти никуда не хочется, и я решил, что пора по старой памяти чего-нибудь набросить;)

(ссылка на большую картинку)

Альбрехт Дюрер - Мужская баня баня, 1496-97. На великолепной гравюре Альбрехта Дюрера «Мужская баня» изображена компания мужчин с пивом у открытого бассейна под деревянным навесом, гравюра относятся к тому самому времени, в которое, по заверениям некоторых наших сограждан, «Европа не мылась».
© Российские интернеты


Все-таки романтики неисправимы... А кто на гравюре моется? Конечно, «к тому самому времени» НЕ мылись. И не могли мыться. Именно это у Дюрера и изображено.


Вообще, картинками реальность нельзя доказывать никогда, по определению. Их можно разве что сопоставлять с известными фактами и событиями. Все остальное - игры искусствоведов. Им фантазировать прикольно, пускай развлекаются, переводят свою парейдолию в апперцепцию. Можно, конечно, с определенной вероятностью вычислить, кто именно изображен на гравюре, и затем спорить десятилетиями, кто же из изображенных сам Дюрер: флейтист или чувак, облокотившийся на кран с петушком, или вон тот, за забором? Или тут вообще три Дюрера? Разобрать, кто из друзей Дюрера изображен на гравюре. Вычислить братьев Паумгартнеров - богачей из известной патрицианской семьи и старину Пиркхаймера. Их-то как раз можно узнать более достоверно - первые люди города, как никак, элита (это, кстати, к вопросу о «народной» бане). Поискать Вольгемута среди Дюреров. Уйти в астрал и считать изображенных «воплощением четырех темпераментов». А потом приглядеться и прозреть: батюшки, да вся эта картинка ни что иное как гей-порно! Именно так решила автор книги Crimes in the Art: The Secret Cipher of Albrecht Dürer Элизабет Гарнер: тут же и тоска во взгляде, и цветок в руке, сексуальные позы, петушок, говорящий узел на гульфике и другие символы. «Почему власти, городской Совет, вообще разрешили Дюреру опубликовать этот рисунок богатых и знаменитых людей Нюрнберга по существу голыми?» - переживает Гарнер и выражает сожаление за сестру и мать художника, которым этим гей-порно приходилось торговать на ярмарках (Sex in the Nuremberg Bathhouse http://www.albrechtdurerblog.com/sex-in-the-nuremberg-bathhouse/)

Вот более вдумчивый и приличный взгляд:
Изображение, по видимости, носит оттенок иронический и эротический одновременно. Обратим внимание на одну деталь. Слева, опираясь на умывальник, стоит некто (назовем его для удобства Вольгемутом, хотя это заведомо и не так), средних лет поджарый мужчина, и с благодушным интересом смотрит на юного музыканта. Фигура Вольгемута расположена таким образом, что причинное его место прикрыто не только средневековыми плавочками, но поверх них - еще и краном от умывальника. Посмотрите на этот кран: мало того, что он до неприличия похож на часть тела, которую вроде бы прикрывает, - сходство усилено еще и тем, что ручка у него в виде петушка, символика которого - при всем разнообразии возможных интерпретаций - совершенно однозначна: это не Фронесис гностиков, не истинный проповедник Евангелия и даже не святой Петр. Это - "один из ключевых символов сексуальной потенции.., мужского начала, эротического влечения" (см. соответствующую статью в Мифах народов мира, т.2). И если верить одному специалисту, назвавшему юмор Дюрера "неизменно глубокомысленным и подчас тяжеловесным" (Кристеллер, 47), то можно предположить, что художнику и его высокоученым друзьям было известно и такое значение петуха, как двойственность: жизнь-смерть, свет-тьма, чисть-нечисть. Осталось только подсказать читателю, что мужское начало бодрого старца Вольгемута направлено туда же, куда и его взгляд. И если Дюрер-за-забором наблюдает всю сцену сзади, а потому многого не видит, то Дюрер-музыкант вполне просекает "тяжеловесную правду", судя по тому, с какой понимающей улыбкой глядит он на Вольгемута и слегка даже загораживает своего юного друга плечом. Играет "Дюрер", между прочим, на дудке - тот еще символ12...
 Возможно, что и два брата-Паумгартнера введены в сюжет не случайно: опять же двойственность, причем не мирно-близнечная, а все та же беспокойная: это видно и в характере персонажей (еще ярче - те же двое в виде свв. Георгия и Евстафия на створках семейного алтаря), и в предметах, им сопутствующих; возле одного брата валяется некий сосуд (пустота), возле другого - камень (наполненность). Один лишь Пиркхаймер чувствует себя "немножко лишним" в этой компании: его неуемная страсть к женскому полу общеизвестна, - а потому он не участвует в переглядываниях и, запрокинув голову, льет в себя доброе немецкое пиво. Такие вот мужские развлечения. Изображенные, говорят, много смеялись, увидев гравюру.13
http://www.vavilon.ru/metatext/risk4/duerer.html

Если вам показалось, что автор цитаты выше слегка перегибает с гомосексуальными коннотациями, то заглянем в Шпигель - в последний абзац про портрет как раз того «любителя пива» с «Бани» Пиркхаймера:
С краю рисунка написано по-гречески следующее выражение: «С хером в твоей жопе». Многие исследователи долгое время предполагали, что грязная шутка была добавлена каким-то неизвестным мерзавцем. Но это не так. Химический анализ показал, что рисунок и надпись сделаны одним и тем же пером. И оно принадлежало Альбрехту Дюреру.
http://www.spiegel.de/international/zeitgeist/new-details-emerge-on-artist-duerer-ahead-of-exhibition-a-830282.html

Но оставим эту скользкую тематику искусствоведам (мы же знаем, что из любой картинки можно вытянуть, чего только душа ни пожелает) и вернемся к «бане» непосредственно. Почему я написал, что не мылись? Не потому, что баня на открытом пространстве ирреальна. Это как раз неважно, то картина же, «художник так видит». Дюрер мог бы нарисовал себя с друзьями хоть на Луне (и тогда бы такая гравюра, несомненно, доказывала, что пионер лунных путешествий Мюнхгаузен со своим ядром - лишь жалкий последователь космонавта Дюрера, который там побывал уже давно: «вон, глядите, нарисовано же! доказательство!»). Просто потому, что в привязке к реальности они уже не могли этого делать. И более вероятной трактовкой (чем мы хуже искусствоведов?:) будет такая: те, кто постят эту картинку как доказательство: «глядите, моются же!» - заворожено смотрят только на название «Баня», игнорируя саму гравюру. Можно сколько угодно сжимать в руке бесполезный скребок для мытья, ностальгически стоять у закрытого крана (нарисованного Дюрером как продолжение члена - «х.. вам, а не вода»), пить пиво, играть на флейтах и прочих виолах, но вот мыться никак не получится. Ибо если в кране нет воды -... то это что значит? Правильно, это значит, что ее годом ранее отключил своим эдиктом Городской Совет. И посещать бани с тех пор в Нюрнберге нельзя, ибо они - запрещены. Картинка в этом аспекте - ирония Дюрера над данным событием. И в подписи к гравюре сей факт даже иногда упоминается. Вот, например, сайт одного из старейших вузов США - Чикагского институт искусств:
Эта крупномасштабная гравюра была опубликована вскоре после того, как в 1496 году эдиктом были закрыты бани в родном городе Дюрера Нюрнберге.
(http://www.artic.edu/aic/collections/artwork/43940)

Правда, сопоставили гравюру с внешними событиями искусствоведы (вероятно, по причине занятости вышеизложенными гомосексуальными интерпретациями) не столь давно, хотя про Дюрера и про «edicts of German cities, dated 1496, closing bath-houses and brothels» упоминалось еще Рейнхардом Тимкен-Зинканном полвека назад:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1033980/

Там же приведена и гравюра Дюрера «Сифилитик», нарисованная им для трактата городского врача того же 1496 г., что намекает нам на возможную причину того запрета городского Совета.

ps. Впрочем, здесь можно ведь и задуматься: Стефан Паумгартнер - судья, Пиркгеймер - сам член городского Совета (ну, почти - официально станет чуть позже). Кому же они бани запретили, сами себе что-ли? Нет ли и другого подтекста в картинке? Может, это всем остальным жителям города адресован членокран? Мол, «воды нет и не будет, но вы держитесь там!» И именно поэтому персонажи, запретившие бани, «много смеялись, увидев гравюру»? Также, как девятью годами позже Пиркгеймер - вместе со всем остальным городским Советом - сбегут из города от чумы, помахав оставшимся горожанам ручкой: «Вы держитесь там, здоровья вам!» Но дальше уж пусть искусствоведы продолжают;)
Tags: искусство, наброс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments