Денис Абсентис (absentis) wrote,
Денис Абсентис
absentis

Categories:

Скандинавские ведьмы

Я писал в «Христианстве и спорынье», что подлежащие сожжению ведьмы массово водились в тех странах, где в основном потребляли рожь, а где основными продуктами питания были овес, молочные продукты, рыба и т.д., там костры с ведьмами практически были редкостью. Ибо одно только христианство, без галлюциногенной поддержки спорыньи, не могло, несмотря на все демонологические трактаты, заставить народ, пропитанный языческими суевериями, поверить в существование только злобных бесов, отдав монополию на «доброе волшебство» исключительно христианским святым. Не могло убедить народ, что все ведьмы - зло, и надо обязательно их массово жечь. Не могло заставить самих «ведьм» признаваться - часто искренне, даже без пыток - в связях с дьяволом и шабашах с оборотнями.

Пришло время поставить вопрос: а те, пусть и немногочисленные, процессы в странах, где рожь не была основной сельхоз культурой, чем все же были вызваны? Только ли исключительно христианской демонологической пропагандой?
Ответ теперь есть. Последним скептикам предлагаю ознакомиться. И убицца апстену;-)

Я указывал, что в Норвегии состоялось только около 20 процессов над ведьмами. По уточненным на сегодня данным, процессов на самом деле прошло немного больше восьмидесяти. По их результатам треть обвиняемых была оправдана. Вся охота на ведьм происходила только в XVII веке, с максимумом в его середине.

Подобная ситуация складывалась и в Финляндии. В 1670 г. были назначены специальные комиссии для Упсалы и Хельсинки, шведских провинций Финляндии, которые и продолжили охоту на ведьм, начатую в Швеции. Рассел Хоуп Роббинс в «Энциклопедии колдовства и демонологии» писал «В целом по Ф. только 50 или 60 обвиняемым вынесли смертные приговоры (но не все они были приведены в исполнение)». Опять же, пришло время немного подправить эти данные. Как пишет специалист по процессам над ведьмами в Финляндии, профессор Марко Ненонен из Университета Тампере, соавтор книги о финских ведьмах «Плата за грех - смерть» (http://www.chronicon.com/noita/synti.en.html): «Обширность процессов над ведьмами в Финляндии стала очевидной только в начале 1990 годов. Поэтому, число обвиняемых, представленное в предыдущих исследованиях не адекватно реальности. Интересно отметить, что, в то время как оценки числа обвиняемых упали во многих странах, в Финляндии, напротив, они стали намного выше чем прежде».
Книга проф. Ненонена основана на тщательном исследовании 1200 дел суда Турку и судов низшей инстанции. Суды в Финляндии начались под давлением нового епископа, назначенного в епархию в середине 1660-ых. Но только для 16% обвиняемых смертные приговоры в Финляндии были приведены в исполнение, остальные «ведьмы» отделывались штрафами. Большинство осуждений было зафиксировано в коротком промежутке времени, 1649-1684 гг.
Но даже со всеми поправками, количество ведьм, сожженных или обезглавленных в Финляндии, не идет ни в какое сравнение с числом жертв в Германии и Франции; даже с учетом количества населения.

В том же XVII веке процессы над ведьмами шли в Швеции. При этом там ведьм не пытали, это было против шведских законов (Ненонен). Ведьмы признавались сами. А затем, как пишет тот же Р. Х. Робинс, «Как по волшебству, колдовство исчезло». Схожий вопрос ставит и профессор Ненонен: «Конечно, остается неясным вопрос: почему большинство судебных процессов произошло в таком коротком промежутке времени?».
Попробуем поискать ответ на примере Норвегии.

***

Процессы над ведьмами начались в Норвегии значительно позже, чем в центральной Европе - только с 1621 года (не считая нетипичных и единичных случаев, как суд в Бергене над «ведьмой» Анне Педерсдоттер, обвиненной в убийстве мужа - епископа в 1590 году). Суды над ведьмами, где обвинялись сразу по многу человек, пошли после того, как в 1617 году в Дании-Норвегии (это было одно объединенное королевство с 1380 г. по 1814 г.) был выпущен закон против колдовства и волшебства. В 1620 году этот закон был обнародован в провинции Финнмарк. Ведьмы не замедлили тут же объявиться.

Первый процесс над ведьмами прошел в центре округа Финнмарк, крепости Vardohus в Вардо, где женщина из Киберга, Мари Йоргенсдот, была допрошена под пыткой 21 января 1621 года. Она утверждала, что сам Сатана пришел к ней ночью на Рождество 1620 года и приказал ей проследовать за ним к дому ее соседки Кирсти Соренсдоттер. Подсудимая поклялась служить Сатане верой и правдой, за что Сатана ее в благодарность покусал между пальцами левой руки, посвящая Мари в ведьмы. Затем Мари пошла к Кирсти, вместе с которой они слетали на Рождественский шабаш Сатаны на горе Линдергорн у города Берген в южной Норвегии. Причем Мари завернулась в лисью шкуру, превратилась в лису, и полетела в таком виде. По словам подсудимой, на шабаше Сатаны собралось много народу, некоторые из ее деревни, и все они там превратились в кошек, птиц, собак и чудовищ.

С тех пор процессы пошли регулярно, наибольшее количество пришлось на 1652-1653 годы и на 1662-1663 годы. Позже случались лишь редкие единичные суды; последний смертный приговор ведьме был вынесен в 1695 году.

Особенно много подробностей о делишках дьявола, вскрытых в ходе этих процессов, исходили, на радость судьям, от маленьких девочек. Точно так же, как и в будущих судах над салемскими ведьмами. Например, двенадцатилетняя Марен Олсдоттер, чья мать уже была казнена за колдовство за несколько лет до того, жила со своей теткой. Когда же и тетю, в свою очередь, сожгли на костре, то арестовали и Марен. Когда Марен был допрошена 26 января 1663 года, ее признания немало порадовали судей. Она утверждала, что посетила ад, куда ее взял на экскурсию лично Сатана. Он показал ей «большую воду» внизу в черной долине; вода начала кипеть, когда Сатана дунул на воду через железный рожок, а в воде этой были люди, которые кричали как коты. Сатана объяснил что она тоже будет кипеть в воде в награду за верную службу ему. Позже Марен посетила шабаш, где танцевала под музыку, которую Сатана играл на красной скрипке. Когда суд спросил ее, кого из людей она видела там, Марен дала имена пяти женщин. Их, естественно, тоже арестовали.

Вот такие «ведьмы», в чистом виде оклеветанные галлюцинирующими девочками, все же не всегда признавались в «преступлениях». Это им, правда, не помогало. Например, Ингеборг Крог полностью отрицала обвинения и была подвергнута испытанию водой, а затем пыткой. Даже под пыткой она ничего не признала. Но суд установил, что она ела рыбу вместе с женщиной, которая уже была казнена за колдовство в 1653 году и могла «заразиться волшебством». Отметим, что по мнению норвежских судей, колдовская сила вполне могла войти в человека вполне физическим путем - через еду. В исторической ретроспективе это не странно - ведь жива еще была память о викингах - берсеках, овладевающих «силой» после потребления мухоморов. Но Ингеборг продолжала настаивать на своей невиновности и была снова подвергнута пыткам горящим железом, ее грудь жгли серой, но единственные слова, которые она сказала, были: «я не могу наговаривать ни на себя, ни на других». Вскоре ее запытали до смерти, а труп бросили напротив виселицы, всем в назидание.

Барбра из Вадсо, на которую показала та же Марен, тоже пыталась оправдаться, приводя разумные доводы своей невиновности. Все это было проигнорировано, и Барбра была сожжена с четырьмя другими женщинами 8 апреля 1663 года.

Большинство же «ведьм», как и в Европе, признавали все обвинения, радуя судей душещипательными подробностями своих отношений с Сатаной, демонами и прочими бесами.

Восьмилетняя Карен Иверсдоттер утверждала, что ведьмы в форме трех ворон пытались убить представителя властей иголкой. Служанка Эллен была тут же арестована за то, чтобы была одной из них, и подтвердила, что использовала колдовство для нанесения вреда коровам. Эллен была сожжена 27 февраля 1663 года вместе с Сигри Крокаре (на которую показала упомянутая выше 12-ти летняя Марен Олсдоттер). И так далее.

Как видно из этих примеров, вся картина процессов очень напоминает дело салемских ведьм. Те же галлюцинирующее девочки, обвиняющие всех подряд. Те же бредовые рассказы о шабашах и Сатане. Напомню также еще раз о «покусанной» руке Мари Йоргенсдот. И, кстати, о красной скрипке сатаны в рассказе Марен.

Кандидат культурологии О. Христофорова в своей статье «Молот ведьм» писала о салемских процессах: «Девочки ... начали разыгрывать из себя одержимых, корчились и бились в припадках во время проповедей, выкрикивая имена людей, якобы заколдовавших их. Первыми жертвами стали сама Титуба и некоторые одинокие и бедные женщины Салема. Затем очередь дошла и до других». (ВС, окт 2004).
В статье отмечается, что «..охота на ведьм была следствием массового психоза, вызванного стрессами, эпидемиями, войнами, голодом, а также более конкретными причинами, в числе которых наиболее часто упоминается отравление спорыньей - плесенью, появляющейся на ржи в дождливые годы...», но при этом автор считает версию спорыньи курьезной, поскольку «принять эту версию мешает длительность эпохи преследования ведьм». То есть поверить в то, что Европа была «под дозой» добрую тысячу лет, автор просто не может.
Но те девочки из Салема вовсе не «разыгрывали из себя одержимых» (О. Христофорова уже забыла, что выше сама писала о «массовом психозе, вызванным стрессами..», а не а розыгрышах), а природа их психоза был вполне объяснена еще в 1976 году Л. Капорел, которая показала в своей работе «Эрготизм. Сатана вырвался на волю в Салеме?», что дело было именно в отравлении спорыньей.
И та же Капорел отмечала, что именно девочки более восприимчивы к отравлению спорыньей: «Ergotism, or long-term ergot poisoning, was once a common condition resulting from eating contaminated rye bred. In some epidemics it appears that females were more liable to the disease than males. Children and pregnant women are most likely to be affected by the condition, and individual susceptibility varies widely».
Та же самая восприимчивость детей к отравлению наблюдалось и в Европе, согласно профессору Дж. Вонгу «Numerous epidemics of ergotism followed, with thousands dying as a result of the continual consumption of infected rye, with the most susceptible victims often being children» (Dr. George J. Wong Associate Professor of Botany University of Hawaii at Manoa www.botany.hawaii.edu/faculty/wong/BOT135/LECT12.HTM)
Хлеб, который в 1692 г. пекли салемские колонисты, был изо ржи, привезенной из Европы и зараженной спорыньей.

Но вернемся в Норвегию.
прим. * Неполный список казненных ведьм от норвежского специалиста по демонологии, профессора Rune Blix Hagen, Institutt for historie, Universitetet i Tromso (http://ansatte.uit.no/rha003/nnhekser.htm)

То, что кто-то должен был заняться этих изучением судебных заседаний и прийти к соответствующим выводам относительно того, что же, кроме самой демонологии христианства, спровоцировало эти судебные процессы и сопутствующие им галлюцинации - это был только вопрос времени. И сегодня мы уже имеем вполне ожидаемый ответ в работе норвежского ученого из того же Университета Тромсо:

***

«Процессы над ведьмами в Финнмарк, Северная Норвегия, в течение 17-ого столетия: Свидетельство отравления спорыньей, как способствующего фактора»


The Witch Trials of Finnmark, Northern Norway, during the 17th Century: Evidence for Ergotism as a Contributing Factor
Torbjorn Alm Department of botany, Tromso museum, University of Tromso, N-9037 Tromso, Norway
Тобьорн Алм. Кафедра ботаники, Университет Тромсо, N-9037 Тромсо, Норвегия.Volume 57, Issue 3 (September 2003), Economic Botany, Article: pp. 403–416

«В течение 17-ого столетия провинция Финнмарк* наиболее всего пострадала от процессов над ведьмами, из всех зафиксированных в Норвегии; по крайней мере 137 человек подверглись суду, из них примерно две трети были казнены. Манускрипт конца 17-ого века, написанный правителем округа H. H. Lilienskiold, основанный на источниках этого времени, содержит детали о 83-х судебных процессах. Больше половины этих материалов содержат свидетельства о потенциально важной роли отравления спорыньей в появлении данных судебных дел. В 42-х случаях в этих судебных разбирательствах прямо заявлено, что люди «научились» колдовству, потребляя его в форме хлеба или других продуктов муки (17 случаев), в молоке или пиве (23 случая), или в их комбинации (два случая). В случаях, связанных с молоком, несколько допрошенных ведьм показали, что черные зерноподобные включения были замечены ими в молоке. Медицинские симптомы, соответствующие отравлению спорыньей были зарегистрированы в многочисленных судебных процессах. Эти симптомы включали гангрену, конвульсии и галлюцинации. Установлено, что галлюцинации часто происходили эксплицитно после потребления пищи или питья. Большинство обвиненных ведьм было женщинами норвежского этноса, живущего в прибрежных сообществах, где импортированная мука являлась частью диеты. Лишь незначительное число жертв, пострадавших в результате судебных процессов против колдовства, в основном независимые саами - мужчины, обвинялись, например, в выполнении традиционных шаманских ритуалов. Вся мука, доступная в Финнмарк в течение конца 17-ого столетия была импортированной. Рожь (Secale cereale), которая особенно подвержена заражению спорыньей, являлась главной частью импортированного зерна».

* (Финнмарк - саамская провинция на самом севере Норвегии, у Норвежского и Баренцева моря, "Норвежская Лапландия" - Абсентис)
ссылки на публикацию:
http://www.bioone.org/perlserv/?request=get-document&doi=10.1663%2F0013-0001(2003)057%5B0403%3ATWTOFN%5D2.0.CO%3B2&ct=1
http://www.cababstractsplus.org/google/abstract.asp?AcNo=20033204149
http://cat.inist.fr/?aModele=afficheN&cpsidt=15246180

dixi
Tags: ведьмы, спорынья
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 68 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →