Денис Абсентис (absentis) wrote,
Денис Абсентис
absentis

Categories:

Купание ведьм

absentis: Любимый христианский прикол по выявлению ведьмы: утонешь - значит была не виновата, выплывешь - сожгут.
ycnokoutellb: испытание водой ведет свое начало из глубокой древности, почему бы не сказать любимый вавилонский прикол? (from comments)

То, что христиане не знают своих же собственных примочек - к этому мы уже привыкли. Но что касается «купания ведьм» - то не совсем понятно это и некоторым атеистам (что, заметим, не особо странно, ибо маразм в нормальной голове, действительно, укладывается плохо). Вот, например, с форума того же Успокоителя:
«У них ещё одна милость была. Женщину топили и смотрели. Если всплывала значит не ведьма и хоронили на церковном кладбище, а если не всплывала - ведьма, и закапывали как собаку».
Тоже почти «с точностью до наоборот». Как же на самом деле дела обстоят? И как это происходило в Вавилоне?

Как было. Водная ордалия (Божий суд).

Насчет законов Хаммурапи, царя Вавилона, нам известно все хорошо. Это не таблички ронго-ронго с острова Пасхи, которые католический миссионер Эжен Эйро, насаждавший христианство на островах Тихого океана, успел практически все сжечь, чтобы уничтожить следы языческой культуры. И не таинственный манускрипт Войнича. Базальтовый столб с законами Хаммурапи, созданный приблизительно в 1780 г. до н. э., найден французскими археологами в ходе раскопок в Сузах в 1902 году и хранится в парижском Лувре. Сами законы давно расшифрованы, дополнены с помощью клинописных глиняных табличек, опубликованы, переведены на русский и доступны в интернете. (например, здесь)

Есть в законах и испытание водой. Все зависело от воли бога Реки - для проверки подозреваемого погружали в реку. Если он тонул, то считалось, что Река, т. е. бог Реки, покарала виновного, если же нет - то он считался оправданным. Что касается именно ведьм, то второй параграф дает нам исчерпывающее описание:

(§ 2) «Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя».

Законы Хаммурапи жесткие, по известному принципу «око за око, зуб за зуб», но при этом, на мой взгляд, достаточно разумны для того времени: суеверные люди, действительно верящие в «справедливого бога Реки», побоятся наводить напраслину - ведь «бог все видит», и за навет придется поплатиться своей жизнью. К тому же шансов выплыть у здорового человека, понятно, куда больше, чем утонуть. Так же и три тысячи лет спустя, в средневековье, «ведьмы» - даже связанные - всплывали чаще, чем тонули. Но в средние века их за это начали, наоборот, сжигать...

Как стало. Ордалия по христиански.

Христиане, как обычно, со временем все перевернули с ног на голову. В средневековых европейских трактатах можно прочитать не только то, что мыши самозарождаются в грязном белье, сложенном в корзину, а улитки – в палых листьях, собранных в кучу, но и то, что женщина по природе своей не способна плавать. И ту, которой удается удержаться на воде, можно смело считать ведьмой. Это воспринималось абсолютно достоверным знанием, даже достоверней, чем мудрые перлы бестиариев, вроде: «Казарка — дикий гусь, растущий на деревьях... Барсук — грязное животное, обитающее в горных норах. Один барсук копает, глотая землю, а двое других держат зубами палку. Когда землекоп наполняется «доверху», он цепляется за эту палку, и остальные барсуки вытаскивают его из норы для опорожнения». Ну или там.. «Бобер — существо, половые органы которого используются в медицине. Если бобер не может убежать от охотника, он откусывает себе яички и бросает их преследователям». (бестиарии)

Христине стали считать, что если испытуемая не тонет, то это Святая Вода не хочет ее принимать - значит она ведьма (и отказалась от своего крещения), ее надо выловить и сжечь. Если же утонет - значит была не ведьма. Тогда ее можно даже выудить, если удастся, и похоронить на церковном кладбище. Для христиан в этом не виделось ничего страшного - в этом мiре все равно жизни нет, будет ей царствие небесное.

Посему добросердечные христиане искренне помогали обвиняемой оправдаться - перед погружением в воду палач крепко связывал руки и ноги обнаженной женщины, обвязывал ее тело веревкой и сталкивал в воду, чтобы было больше шансов утонуть - т.е. оказаться «не ведьмой». Также можно было «помочь» обвиняемой избежать костра, притопив ее веслом или багром (см. иллюстрации здесь) или привязав к несчастной груз. Таким образом в христианском варианте шансы «ведьмы» выйти живой из испытания приблизились к абсолютному нулю.

Впрочем, даже отрицательный результат проверки, если утонувших женщин чудом вдруг удавалось вытащить из воды и откачать, решающего значения обычно не имел. Например, еще в 1090 г. в Фрейзинге три женщины, заподозренные в колдовстве, были подвергнуты толпой испытанию водой. Испытание не дало положительных результатов, тогда женщин подвергли испытанию плетьми, и, в конце концов, их все равно сожгли живьем на берегу реки Изара.

Со временем испытание водой стало основным и повсеместно распространенным методом дознания. Современные прохристианские филосОфы, вроде Антона Яковлевича Кожурина (кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И.Герцена) умудряются и в этом найти положительные моменты, ибо это был, по их мнению, почти что ...«научный эксперимент»: «Своеобразным прототипом научного эксперимента можно считать так называемое «испытание водой». Острословы нарекли его «купанием ведьм». Руки и ноги обнаженной женщины связывались, иногда их соединяли друг с другом, тело обвязывалось веревкой, а сама она сталкивалась в воду. Некоторые испытуемые тонули, но большинство всплывало на поверхность, что служило «объективным» доказательством их вины. Еще бы, вода — стихия чистоты (недаром крещение — водная «процедура») — не принимала их, отягощенных связью с бесами» (Философия образования и творчества. СПб., Из-во РХГИ, 2002, здесь). Вывод философа после описаний колдовских процессов («..женщине, помещенной между двумя ее сыновьями, вырвали обе груди, каковыми палач трижды ударил ее по лицу..») тоже характерен: «современная наука генетически связанна с инквизиционным дознанием».

Хотя в целом у славянских народов отношение к ведьмам было терпимым, а демонологических трактатов в России не было, следствием чего явилось несравненно меньшее число сожженных ведьм по сравнению с Европой, но эта милая практика «купания» иногда применялась и на Руси. Епископ Владимира Серапион пишет в XIII веке:

«Божьи законы повелевают через многих свидетелей [преступления] осудить на смерть человека. Вы же воду послухом поставили и говорите: если тонуть начнет — неповинна, если же поплывет — колдунья[38]. Не может ли дьявол, видя ваше маловерье, [ее] поддерживать, чтобы не погрузилась [в воду], чтобы ввергнуть [вас] в душегубство?» (Серапион Владимирский. Слова и поучения)

«В украинских судебных актах XVIII в. также встречаются непосредственные указания на испытание ведьм водой, так называемый «Суд Божий». Так, в 1709 году крестьяне и шляхтичи испытывали водой шляхтянку Яворскую: её раздели догола, связали накрест, как это обычно в таких случаях делалось — большой палец правой руки привязывали к большому пальцу левой ноги, а палец левой руки привязывали к пальцу правой руки, — между связанными руками и ногами продели шнур и спустили горемычную в воду. И если она тонула, её признали невинной». (В. Антонович «Чары на Украине» 1905, 52)

Когда же в христианской демонологии произошла подмена направленности водной ордалии? Когда ведьмами стали считаться те, кто не тонет? Связано ли это как-нибудь с панической средневековой боязнью воды?
Примечания к проповедям Серапиона Владимирского (Слова и поучения) говорят нам следующее:
[38] Способ испытания на невиновность водой рекомендовался в варварских правдах. Несмотря на запреты этот следственный прием широко практиковался в средневековой Европе, где его чаще всего применяли в процессах над ведьмами. В XIV–XV вв. виновным признавался тонущий, а в XVI–XVII вв. — прямо наоборот. Интересно, что в древнем Новгороде запрещалось оказывать помощь, тем, кого сбрасывали с большого Волховского моста. Такой порядок вполне соответствует ритуальному испытанию водой.

Но это примечание более чем странно, ибо сам епископ Владимирский Серапион умер в 1275 (!) году. А он писал, как процитировано выше, что невиновной считалась как раз тонущая. Или этим здесь православные хотят сказать, что католики унаследовали свой шизофреничный обычай из России? Но дело даже не в этом, а в том, что в варварских правдах о «купании ведьм» как раз-таки ничего нет. Испытание водой, которое там описывается - это испытание горячей водой, в которую опускали руку (чтобы достать кольцо, например). И даже эту ордалию применить было не просто, самодеятельность не допускалась. Например, в Салической правде (lex Salica) мы можем прочитать:
«Если кто вызовет другого на испытание горячей водой помимо повеления короля, повинен уплатить 600 ден., что составляет 15 сол» (Капитулярий VI, § 1). А обвинять ведьму без веских доказательств по-прежнему себе дороже, хотя смертью уже не наказывается: «Если кто обзовет свободную женщину колдуньей, и не будет в состоянии доказать, присуждается к уплате 2500 ден., что составляет трижды 89 сол» (LXIV. О прислужнике при колдовстве § 2).
Отметим для сравнения такой пункт: «Если кто вырвет другому глаз, присуждается к уплате 62сол». (XXIX. О нанесении увечий Приб. 4-е). Как видно, дешевле обойдется вырвать кому-нибудь глаз, чем ложно обвинить в колдовстве. Ох, не зря сетовал Кураев: «Вот франкская «Салическая правда» VI века. Hазвать ее памятником христианского права и христианской культуры затруднительно. Это самое что ни на есть «традиционное право» (Доброе слово об инквизиции. А. Кураев).

Правильно об этом Роббинс писал: «Салическая правда, в противоположность инквизиционному праву, устанавливала, что тот, кто назовет другого strix, lamia и.ли stioportius (колдун мужского рода) и не сможет доказать этого, должен оплатить причиненный ущерб. Если бы Салическая правда осталась в силе, ни один из тысяч обвиненных в посещении шабаша не был бы сожжен». (Рассел Хоуп Роббинс Энциклопедия колдовства и демонологии).

Кстати, раз уж я упомянул интернет-диакона, то вот что он дальше пишет в своей статье в защиту инквизиции: «Германское право привнесло в европейскую судебную уже знакомую нам по вавилонским источникам практику «испытания водою» (мы видели, что речь идет о совсем другом испытании водой - будет на руке большой ожог или нет). Но Кураев, не смущаясь, приводит следующий комментарий:
«О том, что германцы прибегают для установления истины к «испытанию водою» римляне, впрочем, знали и раньше. Императору Юлиану (в середине IV века) по крайней мере это было известно: «Рейн отнюдь не поступает с кельтами несправедливо, увлекая в свои стремнины незаконных детей и мстя таким образом за оскорбление супружеского ложа; а тех, кого он признает рожденными от чистого семени, он выносит на поверхность своих вод и возвращает в объятия трепещущей матери, давая этим спасением ребенка непреложное свидетельство чистоты и непорочности ее брачного союза» (Письмо 15, философу Максиму // Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства. II-V века. М., 1964, с. 159.)

Если это верно (а из цитаты вовсе не очевидно, кто кого испытывал - может эти дети случайно в воду попадали; но предположим, что хоть здесь Кураев не наврал), то мы видим, что речь идет об ордалии именно в «классическом» варианте: выплывший - невиновен. Христианского маразма «все наоборот» здесь еще, понятно, нет.

Смотрим, например, Вестготскую правда (Liber Iudiciorum). Глава XXXII «Как судья должен расследовать дело испытанием горячей водой». Отмечено, что «судья не должен колебаться в решении применить пытку», но опять о «купании» не слова. При этом редактор отмечает, что эта глава не появляется в кастильском переводе, и вообще «это - единственный случай в Вестготском Кодексе, где любое испытание разрешается как средство получения свидетельства преступления» (прим.7). А, например, «пытка огнем даже не упомянута» (The Visigothic Code: Forum judicum). Дикие варвары, да. Но вскоре свет костров Инквизиции развеет эту тьму языческого невежества...

***

Хотя пока так и неясно, в каком именно веке удалось возродить полузабытое «испытание в реке» и как его удалось максимально извратить до христианского летального варианта, но кончились эти испытания вполне по правилу «не рой яму другому» - в XVII веке английский профессиональный «охотник за ведьмами» Мэттью Хопкинс попал в расставленные им самим силки (вот, кстати, трактат «Обнаружение ведьм» от самого Хопкинса, 1647 год; в части испытания водой он ссылается на «Демонологию» короля Якова). Пытки в Англии были запрещены, и Хопкинсу приходилось идти на всякие ухищрения, чтобы выбить из жертв признания. Он лишал подозреваемых сна, топил их в воде, тыкал ножами и иглами в поисках «дьявольских отметин» и стал причиной гибели сотен людей. Говорят, что разъяренные крестьяне поймали Хопкинса и подвергли его самого «испытанию водой». Хопкинс не утонул, поэтому его повесили по обвинению в колдовстве.


UPD/ Вот еще нашлась хорошая статья Момотова В. В. Божий суд. Средневековья глазами современника
UPD2/ Сорри, беру назад свои слова "хорошая статья";-)
(http://absentis.livejournal.com/39440.html?thread=979216#t979216)

UPD3/ В VI веке Григорий (Флоренций) Турский (Gregorius Turonensis, 538–594), франкский священник и историк, епископ Тура, описывая ужасы гонений Диоклетиана на христиан в «Истории франков» (Historia Francorum, том 1, 35), рассказывает об епископе Квирине (Quirinus), подвергнутом язычниками испытанию водой. Согласно повествованию Григория Турского «пострадавший во имя Христово» мученик, «когда упал в воды, долго поддерживался на поверхности божественным чудом, и воды не засасывали его вниз, так как вес преступления не давил на него».
Таким образом, как мы видим, в VI веке водная ордалия воспринимается еще в «классическом» варианте даже христианами. Очень характерно мнение Григория, почитаемого народом чудотворцем и святым, - утонуть при испытании водой можно лишь под тяжестью грехов, а невиновного поддерживает на поверхности сам Господь. Перетрактовать все наоборот ему и в голову не приходит, он живет еще в de-facto языческом мире.

Об испытании холодной водой в IX веке католическая энциклопедия 1913 года сообщает нам следующее:
«Холодная вода использовалась и продолжала использоваться среди германских народов, несмотря на запрещение Людовика Благочестивого в 829 году. Обвиняемый, со связанными руками и ногами, бросался в воду; если он тонул, его считали виновным; если, однако, он плавал на воде, его невиновность была, как полагали, установлена». (Catholic Encyclopedia (1913) / Ordeals)

Как видим, еще в девятом веке способ испытания оставался старым. Далее энциклопедия утверждает, что соборы XIII и XIV веков выступали против ордалий (и лукавит, конечно, ибо на Латеранском соборе были запрещены не сами ордалии, а лишь участие клира в ордалиях, но даже этот запрет на благословление ордалий касался только горячей воды), хотя ранее «Молитвой и религиозными церемониями, слушанием святой мессы и приемом святого причастия перед испытанием, миссионеры стремились придать ордалиям отчетливо религиозный характер».
А затем «Древний тест холодной воды был реанимирован в шестнадцатых и семнадцатых столетиях для выявления так называемых ведьм и применялся на процессах по колдовству». О том, что Господь, по непонятным причинам, вместо того, чтобы поддерживать невинную, стал вдруг тащить ее на дно, католическая энциклопедия сообщить «забыла».

А случилось перемена, оказывается, в том же IX веке. В 860 году, Хинкмар (Hincmar), архиепископ Реймса, описывает водную ордалию уже в «новом варианте», без всяких там языческих пережитков - теперь «вода должна принять невинного»:
«И кто бы в этом испытании холодной водой, вознеся мольбы Господу, который есть сама Правда, не стремится прикрыть правду ложью, не сможет погрузиться в воды, над которыми прогремел глас Божий; ибо чистая природа воды распознает нечистого и посему отринет неподобное ей, поскольку такая природа человеческая была когда-то восстановлена водами крещения, но снова заражена неправдой». (A. C. Howland, trans., Translations and Reprints from the Original Sources of European History, Series I, Vol. 4)
Tags: ведьмы
Subscribe

  • 1889 год

    1889 год. Начало очередного цикла. На Нижегородском Откосе сидит обезумевший Горький, зажав в непослушной скрюченной руке ломоть черного хлеба с…

  • Реверсивная парейдолия

    Верующие и прокуратура обиделись на фаллос из кулича и яиц Суд в Красноярске прекратил дело об оскорблении чувств верующих — местного священника и…

  • стихъ, 1903 г.

    Это типа фельтон. Не только крестьяне совершенно не верили во вред спорыньи, но и городская интеллигенция отнеслась к предупреждениям газет и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 101 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • 1889 год

    1889 год. Начало очередного цикла. На Нижегородском Откосе сидит обезумевший Горький, зажав в непослушной скрюченной руке ломоть черного хлеба с…

  • Реверсивная парейдолия

    Верующие и прокуратура обиделись на фаллос из кулича и яиц Суд в Красноярске прекратил дело об оскорблении чувств верующих — местного священника и…

  • стихъ, 1903 г.

    Это типа фельтон. Не только крестьяне совершенно не верили во вред спорыньи, но и городская интеллигенция отнеслась к предупреждениям газет и…