Денис Абсентис (absentis) wrote,
Денис Абсентис
absentis

Category:

Уснея

Прошу прощения, что не отвечал на комменты в старых постах, ибо я в отъезде еще пару месяцев и в интернет не очень заглядываю.

Вот заглянул — и что-то сразу вспомнился мэтр Тоиди Копсу: "лекарства из трупов и размолотых костей... пипец подкрался незаметно... такое впечатление что целый отдел антихристиан сидит и выдумывает, как бы такую-вотэдакую глупость сочинить, чтобы до всех сразу дошло как тогда было плохо"  © Успокоитель
(казалось бы, при чем здесь вообще какие-то антихристиане?)

А ведь с каждым годом становится все хуже — теперь этот живущий в голове Успока «целый отдел антихристиан» пробрался даже в гуглбукс и вывешивает там всякие — поддельные, несомненно! — трактаты. Доколе? Вот, например, труд доктора богословия Джона Кеофа, который я как-то уже цитировал, выложен теперь целиком в первой редакции 1739 года.

Священник Джон Кеоф в многократно переиздаваемом в середине XVIII века трактате Zoologia medicinalis рассказывает нам о новых передовых методах лечения своего времени.

Советы в основном стандартные: от колдовства помогает ношение на пальце кольца из копыта осла, ослиный жир — от огня св. Антония, мозоли с ног осла — от лысины, грязь из ушей — от колик, навоз — от подагры, а если из носа течет кровь — то навозом надо мазать лоб. От эпилепсии — вываренные «до сладости» человеческие экскременты или растолченные испражнения младенца. Нечистоты и дерьмо следует наносить на раны для их лучшего заживления, что-то там еще надо делать с соскобленным со стенок ночного горшка ингредиентом, волосами и ногтями, ну и тому подобная Мудрость Предков™, которую читать не особо и интересно, все это вскоре и Малахов по телевизору будет рассказвать.

Но вообще-то раздел о целебности человеческих тел там неплох, есть много полезных каннибальских советов:
При головокружениях и падучей болезни св. отец рекомендует толченое человеческое сердце — по щепотке с утра на голодный желудок. В отличие от ослиного сердца, которое, согласно священнику, надлежало есть по две щепотки только в новолуние, человеческое помогает в любое время. Кости человеческого запястья также следует растолочь и принимать от эпилепсии по утрам. Порошок из черепа можно принимать не только утром, но и перед сном, он хорошо помогает при различных болезнях головы. От падучей болезни можно спастись дистиллятом человеческого мозга. Экстракт человеческой желчи, впрочем, по мнению богослова, следовало применять наружно — капать в уши от глухоты, а мох, растущий на черепе мертвеца — засовывать в нос от кровотечения*. По утрам же от эпилепсии полезно пить теплую кровь по пол унции. Если свежей крови вдруг под рукой не оказалось — то сушеную кровь следует развести в воде с корицей и пить натощак, а потом делать зарядку, пока пот не прошибет.
ТрактатЪ здесь, стр. 98-103  

 
* Насчет «мха с черепа» (Usnea Cranii Humani), лишайника, который применялся даже чаще дистиллята из жаб и вшей,  у многих не наблюдалось полного согласия. Некоторые считали, что он лучше действует, когда луна входит в созвездие Девы, другие рекомендовали только мох, выращенный на черепе повешенного, особенно эффективный, если преступник был повешен в цепях. А Парацельс утверждал, что мох с любого трупа одинаково хорош. (P. Modenesi. Skull lichens: A curious chapter in the history of phytotherapy, Fitoterapia 80 (2009) 145–148). Ван Хелмонт (1579-1644) настаивал, что подойдет даже череп иезуита (Canadian Journal of History, aug, 2003). «Usnea оставался официальным лекарством в английской фармакопее до 19-го века». (Антропофагия в пост-Ренессансной Европе: традиция медицинского каннибализма).
PS/ Ричард Сагг готовится выпустить книгу «Трупная медицина: мумии, людоеды и вампиры: человеческое тело в религии. Медицина и наука от Шекспира до Дракулы». Вот его статья в Ланцете.

Будьте здоровы!

PS2/ Классика симпатической магии: когда для лечения раны использовали мазь из этого мха-с-черепа — ей натирали не саму рану, а то оружие, которое эту рану нанесло.


Tags: медицина, прекрасное средневековье
Subscribe

  • 1889 год

    1889 год. Начало очередного цикла. На Нижегородском Откосе сидит обезумевший Горький, зажав в непослушной скрюченной руке ломоть черного хлеба с…

  • стихъ, 1903 г.

    Это типа фельтон. Не только крестьяне совершенно не верили во вред спорыньи, но и городская интеллигенция отнеслась к предупреждениям газет и…

  • Стандартный алгоритм ведьмовских процессов

    1860-е. Очередной цикл распространения спорыньи. Самая большая эпидемия в истории Финляндии в 1862-63 гг. Половина заболевших - дети. В дальнейшем в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments

  • 1889 год

    1889 год. Начало очередного цикла. На Нижегородском Откосе сидит обезумевший Горький, зажав в непослушной скрюченной руке ломоть черного хлеба с…

  • стихъ, 1903 г.

    Это типа фельтон. Не только крестьяне совершенно не верили во вред спорыньи, но и городская интеллигенция отнеслась к предупреждениям газет и…

  • Стандартный алгоритм ведьмовских процессов

    1860-е. Очередной цикл распространения спорыньи. Самая большая эпидемия в истории Финляндии в 1862-63 гг. Половина заболевших - дети. В дальнейшем в…