Денис Абсентис (absentis) wrote,
Денис Абсентис
absentis

Был ли Иисус мухомором?


В конце 2009 года, к 40-й годовщине первой публикации, была переиздана книга Джона Аллегро «Священный Гриб и Крест» (The Sacred Mushroom and the Cross, 1970), когда-то стоившая автору научной карьеры. В приложении к юбилейному изданию профессор Бостонского университета Карл Рак, один из авторов «Дороги в Элевсин», писал:

«Дружные и предвзятые попытки уничтожить открытия Аллегро провалились. Доказательств его правоты становится все больше. Критики теперь снова могут возвысить свои голоса. Будем надеяться, что они так и сделают, так как вопрос еще не закрыт, но посоветуем им  рассматривать свои возражения более тщательно. Эта книга, которую многие тайно ценили, теперь снова доступна. Она требует серьезного рассмотрения богословов, мифологов, и религиоведов. Нельзя рассматривать историю Церкви, как Западной, так и Восточной, игнорируя этот бедный жалкий гриб и вообще ту роль, которую энтеогены играли в развитии европейской цивилизации»

В 1953 году Джон Аллегро был британским представителем международной команды, работающей над недавно обнаруженными свитками Мертвого моря. В 1961 году он стал почетным советником по свиткам Мертвого моря в иорданском правительстве. Но в 1970 году Аллегро написал свою нашумевшую книгу, где, опираясь на некоторые фрески в христианских храмах и некоторые древние факты, выдвинул гипотезу о том, что иудаизм и христианство были основаны на сакральном культе с Богом Мухомором, который был позже представлен как Иисус Христос.

Читал ли Курехин Аллегро, или мысль «Ленин — гриб» пришла к нему независимо (это нам может прояснить свидетель сего omega14z, я полагаю;) , но за четверть века до того похожий тезис у Аллегро был вполне серьезен: «Христос — это гриб», — утверждал автор. Аллегро попытался доказать, что фигура «Иисуса Христа» была просто метафорой, изобретенной, чтобы замаскировать ритуальные действия, окружающие мухомор (Amanita muscaria).

«Вся эта история с распятием была лишь уловкой, чтобы сохранить секрет Священного Гриба, — утверждал ученый, — но мистификация стала ловушкой, которую мы теперь называем христианством».

Карл Рак, похоже, придерживается подобных взглядов «Иисус — Человек-Наркотик» («Яблоки Аполлона: языческие и христианские мистерии евхаристии» Chapter 5: Jesus, the Drug Man) (см. также Was there a whiff of cannabis about Jesus?)

Одна из основных фресок, на которую опирался Аллегро, многим хорошо известна.
Фреска была обнаружена сотню лет назад в заброшенной часовне, построенной в конце тринадцатого века.  Эта часовня была частью командорства св. Иоанна Иерусалимского. То есть ордена госпитальеров. Многие источники полагают, что ранее там располагались тамплиеры.

Вовсе не Аллегро придумал, что на фреске — мухомор. Связь развития религий и культур с различными наркотическими и галлюциногенными вещества была видна уже давно. В первых десятилетиях XX века появились намеки на связь христианства с грибами. Доктор Рамсботтом писал в 1924 году:

«Использование многими сибирскими племена экстракта из шляпки мухомора в качестве стимулятора  было описано Крашенинниковым * в 1733 году, а также многими более поздними путешественниками. Регулярное использование разрушает нервную систему, и продажа гриба была объявлена уголовным преступлением согласно российскому законодательству. Опьянение грибом входит в религиозные церемонии и, очевидно, считается достаточным для совершения  любого преступления и гарантий неприкосновенности от возмездия.  Интересная фреска из разрушенной часовни Пленкуро (Франция), представляющая падение человека и датированная 1291 годом, была описана несколько лет назад. Традиционный змей обвился вокруг дерева добра и зла, предлагая яблоко. «Дерево» — это разветвленной Мухомор и Ева по-видимому, съела плод, хотя Бодье, описавший фрески, предполагает, что она, вероятно, страдает от колик, а не от стыда».

(J. Ramsbottom, O.B.E., M.A. Edible and Poisonous Fungi. December 11, 1924)

 
 

Основное возражение искусствоведов к трактовке было — на фреске вовсе не мухомор, а стилизованное дерево. Просто тогда, мол, плохо рисовать умели, поэтому дерево так неказисто получилось. Гордон Уоссон, третий соавтор «Дороги в Элевсин» и специалист по мухоморам, автор двухтомника «Россия: грибы и история» *, с подачи историка искусства, доктора Эрвина Панофского, уверял в 1952 году, что на фреске изображен не мухомор, а пиния, итальянская «зонтиковая» сосна.  Проекция на дерево понятна — ведь по сюжету это именно Древо Познание. (здесь) История их разногласий была освещена в 2008 году в книге «Святой гриб: Свидетельство о грибах в иудео-христианстве». (или см. Рака Wasson and the Psychedelic Revolution)

Но кто все же прав — защитники дерева© или Аллегро и его предшественники с мухоморами©? Или никто? Странные ведь, в самом деле, мухоморы. Да и растут как-то из одного места. Так растут вовсе не мухоморы…

Так что давайте вступимся за Иисуса! Он вовсе не был мухомором, как считал Аллегро. Точнее, он был НЕ мухомором.
Но что же все таки изображено на фреске? Как вам представляется?

*  Этнологическим изучением мухоморных интоксикаций у народов крайнего северо-востока Азии еще в середине XVIII века занималась Императорская Академия Наук в Санкт-Петербурге, где в 1755 году была издана двухтомная работа участника Великой Северной экспедиции 1733-1743 гг. профессора С. П. Крашенинникова "Описание земли Камчатки", в которой описывались мухоморные опьянения на пирах коряков и у "самосбродных" казаков на нескольких страницах (т. 2, гл. 4, с. 108-110). Помимо С. П. Крашенинникова изучением способов употребления мухоморов занимались и другие участники вышеобозначенной экспедиции - Г. Штеллер (Описание земли Камчатки, ее жителей, их нравов, образа жизни и обычаев) и Я. Линденау (Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): историко-этнографичес-кие материалы о народах Сибири и Северо-Востока). Нельзя не отметить и важность сообщения К. Мерка, входившего в состав Северо-Восточной географической экспедиции Биллингса-Сарычева (Этнографические материалы Северо-Восточной географической экспедиции 1785-1795 гг.). В конце XIX в. и до середины XX в. мухомором, в связи с ИСС, занимались этнографы В. Г. Богораз-Тан и В. И. Иохельсон (Северная тихоокеанская экспедиция). В 1957 году в Нью-Йорке выходит монументальный двухтомник "Россия: грибы и история" Р. Г. Уоссона и В. П. Уоссон, которые впервые объединили известные на тот момент исследования в области микологии и этноботаники, в том числе и данные по красному мухомору.
 


Tags: искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 87 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →