Денис Абсентис (absentis) wrote,
Денис Абсентис
absentis

Солнечный ветер

Давеча мне на ногу заполз скорпион и тем самым, по провидению Его, поведал мне откровение об очередной тайне бытия. Ибо выбросив скорпиона пастись на соседний участок, я заметил там еще одного. И внезапно сообразил, что я скорпионов уж лет шесть не видел. Вечером пришлось выгонять из комнаты очередного залетевшего на огонек таракана. И опять-таки, они уже много лет не залетали, а тут за неделю третий. Вспомнив, что ранее меня посетил жук-носорог, которых я тоже почему-то не встречал уже лет восемь, я, ясен перец, задумался о циклах их размножения и, соответственно, о товарище Чижевском (хотя конкретно вот носорог может быть случайностью, его личинка, вроде, несколько лет развивается, но пусть будет просто символом Просветления;).

Размножение и/или нездоровая психическая активность (хм... пассионарность, сказал бы старик Гумилев) всякой живности — хоть людишек, хоть насекомых, хоть лосей, хоть бактерий — связаны с солнечными циклами. Сложно связаны, комплексно, плоховато понятно, как именно, но таки да. А  год-то нынче к максимуму солнечной активности идет. Апокалипсис назначают вовремя, ага.

В России в последнее время духовные новости были немного однообразными. На фоне загораживающего вид перманентного пусси-психоза, прочей массовой педофилии и остальной полезной пыли происходили и другие духовные вещи. То на Урале вызванный на дом участковый врач с криками «Я посланный Богом спаситель Андрей!» повреждает внутренние стенки гортани трехлетнему ребенку, засовывая ему в воспаленное горло руку и пытаясь на глазах ошалевшего отца провести сеанс экзорцизма и вытащить из дитяти спрятавшихся в горле бесов © ©, то в Ставропольском крае в Покровский кафедральный собор врывается в приступе теомании с охотничьем ножом в руке очередной религиозно озабоченный, кричит, что он Бог и, цитируя святое писание, избивает священника, выбивает ногами царские врата в алтарь, срывает иконы и разбивает лампады ©. То в ожидании конца света узбекистанец старухе голову отрежет ©, то в Великом Устюге в собор Прокопия Праведного влетит очередной псих с топором и порубит в щепки десятки икон и раку с мощами, крича диким голосом, что поутру он слышал голоса из ада ©. То вдруг таможенный офицер, бормоча что-то невнятное, начинает раздеваться прямо в храме с явным намерением  показать свой (censored) что-то Иисусу. © То вбежит мужчина в орловский храм и, ругаясь матом и размахивая крестом, станет требовать встречи с Богом (вероятно, с тем Богом из Ставропольского края разминулся?) © В некоторых регионах православные так массово отказываются от лечения по страховым полисам из-за видений им дьявольского числа зверя 666, что сама православная церковь считает их мракобесами ©. Но психов при этом ищет не там, а среди блоггеров ©.  На нерелигиозные мелочи вроде нервного  полицейского, режущего туристическим ножом врача скорой помощи прямо на улице, втыкания шампуров в спину пассажиркам автобуса или на рост детских самоубийств © можно уже и внимания не обращать.

И возникает вопрос: что бы все это значило? Просто обычное весеннее обострение на фоне повышения православной духовности? Судя по сошедшему с ума прямо в воздухе американскому пилоту, выбежавшему из кабины и кричащему о «грехах в Лас-Вегасе» и «необходимом всем глотке веры» ©, духовность в этом году повышается не только у православных. Может, конкретно это и отдельные случайности, но в любом случае они все же наводят на размышления: а не был ли отчасти прав старина Чижевский со своей глобальной зависимостью солнечной активности и психозов? Именно в такие годы происходят народные волнения, и даже хорошо продуманные планы обычно выходят из под контроля.

*уходит читать Чижевского*

*почитав Чижевского*

С Чижевским, вообще говоря, все просто и понятно. Осененный в детстве идеей о влиянии солнца на всечтонипоподя, он всю жизнь посвятил доказательству этого. Мысль на тот момент явилась достаточно передовой (язычники, издавна славящие Солнце, такому мнению никак не удивились бы, но увы, их малость захристианили к тому времени, сменив поклонение солнцу поклонением трупам, поэтому Чижевскому пришлось пробивать брешь заново). Сами солнечные пятна открыл еще Галилей, но его христиане тоже слегка демотивировали, посему хорошо ныне известный 11-ти летний солнечный цикл появления этих пятен будет открыт только в 18 веке. Затем стало понятно, что цикл этот скачет, может быть и 7 лет, и 17, а как на Землю влияет — неясно. Магнитные бури — понятно, а остальное — нет. Чижевский попытался связать эти максимумы пятен с эпидемиями, психозами и прочими массовыми движухами вроде крестовых походов. Отчасти это у него получилось, хотя и не слишком убедительно. Зато вокруг него закрутились всякие богоискатели, богостроители и прочие Рерихи, развивая идею Русского Космизма и лучистого человечества. Подобно тому, как на смену Иисусу во времена Великой Французской революции попытались подпихнуть суррогатный культ Высшего Существа. А потом еще и пресловутая люстра его имени. Теперь ей в Москве облака как бы разгоняют. Посему Чижевский остался в памяти народной этаким полуфриком-маргиналом. На самом деле фриком он не был, был вполне нормальным ученым, хотя на его изыскания обратили больше внимания лишь несколько десятилетий назад, когда стали предполагать связь размножения многих сельхозвредителей с солнечными циклами.

А тогда, в 20-х годах, богостроителю Луначарскому и прочим большевистским мистикам типа Горького и основоположника «коммунистического вампиризма» Богданова тема понравилась сразу. Но герметистам-розенкрейцерам поначалу сильно мешал Ленин, который богоискателей шпынял нещадно, резко осуждая их стремление «реанимировать или сочинить религию». Как только Ленин умер, тут же в 1924 году Луначарский книжечку Чижевского «Физические факторы исторического процесса» пропихнул в печать. Но вот беда - сам концепт со временем стал вызывать у коммунистов идеологические вопросы. Если психозы приходятся на солнечные максимумы, то почему же эти самые максимумы как-то совсем не по-марксистски четко попадают не только на крестовые походы, но и на Великую Французскую революцию и - о, ужас! - также и на 1905, и на 1917 гг. Прям контрреволюционное вредительство какое-то, а не теория.

Припомнят эти гадости Чижевскому в 1936 году и уволят из лаборатории по приказу наркома земледелия Михаила Чернова. Вспомнит ли о работах Чижевского и о солнечных циклах нарком Чернов, когда его самого арестуют в 1937 году, т.е. в год очередного солнечного максимума, и затем расстреляют как врага народа на полигоне «Коммунарка»? Чижевского же арестуют не сразу, а лишь несколько лет спустя. Он выживет в ГУЛАГе и после ссылки даже сможет опубликовать в СССР в 70-х годах одну книжку — без всяких там максимумов-революций-психозов, конечно, а только с эпидемиями чумы, гриппа и пр. Про психозы — будет опубликовано только в 1995.

В этой работе Чижевский составил таблицу психозов (бесоодержимости, ликантропии, кликушества, теомании и пр.), пытаясь привязать к ней солнечные максимумы. Это ему опять же не очень удалось, ибо часть данных, пусть и меньшая, упорно попадала таки на минимумы или еще куда-то. Примерно как если в машину залить бензин — поехала, не залить — не поехала, — это понятно. А вот не залить, а все равно поехала — явно в картину процесса надо какие-то дополнительные аккумулирующие бензобаки вводить, работающие по своему неизвестному сценарию. Или вообще предположить, что и сами солнечные пятна, и земные феномены — лишь отражения некоего более глобального космического мета-процесса. Ведь отчего пятна на солнце появляются и сегодня неясно. Стало быть механизм комплексный и непростой, по крайней мере прямой подход в лоб с-числами-Вольфа-наперевес не работает, иначе астрологи угадывали бы все значительно лучше. Решить этот вопрос Чижевский не смог (сейчас обращаются скорее к солнечным реперам, но опять же реперы определены по формальному признаку, а не по характеристике их геоэффективности). Тем не менее определенная польза в построениях и данных Чижевского просматривается.

Что касается эпидемий, то там у Чижевского получилась такая же картина — то на максимуме, то на спадающей, то на возрастающей, а то и вовсе на минимуме. Предсказательности — почти никакой. Исследовал при этом Чижевский  грипп с чумой, но вот об эрготизме не задумался. А зря. При этом подошел Чижевский к вопросу почти вплотную:

Мы знаем, что бывают годы урожайные, бывают неурожайные. Один год злаки поспевают раньше, другой — позднее. Одно лето не встретишь во ржи спорынью, а на другое ее так много, что в народе появляется «злая корча». Но ведь семена одни и те же, почва та же, обработка одинаковая, а вот условия произрастания и развития иные. Это различие объясняется внешним воздействием атмосферных условий. Нечто аналогичное мы видим и в психике масс. Часто на одном и том же психическом фундаменте разыгрываются совершенно различные явления. Возможно, что удовлетворительное объяснение этому факту следует также искать во влияниях внешней среды. Иначе многие явления социальной жизни делаются совершенно непонятными. (Космический пульс жизни, М: Мысль,1995, с. 660)

Сделаем для начала очень простую вещь, которую сам Чижевский мог бы увидеть более полувека назад, но не догадался (ибо к солнцу и таинственным Z-лучам, которыми он пытался объяснить его влияние, это напрямую не слишком относится, а  в сторону опосредствованного влияния основатель гелиобиологии  не посмотрел). Возьмем данные Чижевского о психических эпидемиях (за составление таблицы ему спасибо, а за отсутствие источников — большой минус) и добавим к ним данные из таблицы XIX века эпидемий эрготизма Гирша на те же или ближайшие года.

Поскольку серьезные эпидемии в Европе к концу XIX века уже практически закончились, то для полноты представления стоит еще добавить несколько неучтенных Гиршем российских эпидемий и несколько доп. данных по старым западным (Бове, 1971 и др.):

психозы

по Чиж.

эрготизм
1700 1700, 1702
1714 1709-10
1717-1718 1716-17
1720, 23 1721-23
1727-1741 1735-37
1762 1762
1769-1772 1770-71
1778-1785 1785-87
1792 1793-95
1803 1804
1805-1806 1805
1815 1813-16
1827 1828-29
1836 1834-37
1843-1844 1839-46
1848 1848
1857-60 1851-57
1861-62 1862-63
1868 1867-68
1870-1871 1872
1873-1874 1874
1878-1879 1879-80
1881-1883 1881-82
1885 1887
1891-99 1888-91

Как и следовало ожидать, получается, что все разнообразные формы исторических психозов возникали на фоне эрготизма, зафиксированного в те же или ближайшие годы, а вовсе не из-за одержимости бесами. Точнее, теперь мы можем назвать имя этого беса (по крайней мере, одного из бесов). При этом не все эпидемии эрготизма сопровождались психическими эпидемиями, что можно увидеть, сравнив данные в обратную сторону.

Но это только полдела. Данные-то сгруппированы по соседним годам, а не по месту. Почему вообще психические эпидемии совпадают по годам: скажем, самосожжение раскольников в Олонецкой губернии и бесоодержимость в Лионе? Или эпидемия кликушества в Ростове и эпидемия конвульсионеров во Франции и т.д? Для Чижевского такие вопросы не стояли, поскольку, согласно его идеям, солнце действует глобально на всю эту маленькую планетку. И мы можем заметить, что точно так же обстоит дело и со многими эпидемиями эрготизма в разных местах, слишком далеких для непосредственного заражения. Происходят эти эпидемии почему-то тоже одновременно. Казалось бы, при чем тут скорпионы и жуки-носороги? А они тут без пользы нам непосредственно — в летописях о них не писали. Но писали о тех их собратьях, чье размножение мешало и без того невеселой жизни не в меру расплодившихся родственников мартышек человечков. Если мы захотим проверить, размножается ли какая-нибудь живность одновременно с эпидемиями эрготизма, то нам надо изучать записи о сельскохозяйственных вредителях. Прочитать, например, в Троицкой летописи под 1408 г. про массовое размножение лесных фитофагов: «до той зимы три лета летели белые черви со стороны полуденной к полунощной. Переходили они реки, леса, поля, посевы и поели еловые деревья, от чего погибла вся белка» — и задуматься: а случайно ли в том году разразилась на Руси огромная эпидемия «злой корчи» (коркотной болезни)? Не может ли таким образом размножение каких-либо насекомых послужить нам индикатором возможности возникновения эпидемий эрготизма? Индикатором более точным, чем числа Вольфа и солнечные реперы? Но «белые черви» — это явно не то, что в летописях упоминается часто. А на какого важного и регулярно описываемого в хрониках сельскохозяйственного вредителя стоило бы ориентироваться для проверки такой гипотезы, как вы думаете?

зы. Пока пишу это, телевизор показывает офигевших монахов где-то у нас в джунглях — к ним в храм из лесу налетели полчища каких-то жуков (не распознал, бо не энтомолог), покрыли все ковром чуть ли не метровой толщины. Монахи их лопатами пытаются сгребать.


Tags: грибы победят, спорынья
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments